Tools

Food Ingredients

Пищевые ингредиенты

Воскресенье, 22 Дек 2024
Баннер

СППИ: Запреты – не гарантия безопасности продуктов

E-mail Печать

Союз Производителей Пищевых Ингредиентов (СППИ) имеет свое мнение в отношении законотворческой инициативы депутатов ГД РФ по ФЗ№-29 в виде проекта «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и готовит обращение к Председателю ГД ФС РФ С.Е. Нарышкину о недопущении к рассмотрению столь вопиющих и не квалифицированных проектов законов.

В официальном письме СППИ к отраслевым СМИ указывается, что 3 сентября 2015 г. Депутат фракции ЛДПР, член Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, член трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям при Правительстве РФ, член Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЕС — М.Н. Свергунова внесла законопроект по изменениям в статью 17 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», запрещающий применение ряда пищевых добавок, ГМО и пальмовое масло.

Нет ничего проще, чем согласиться с тезисом, что каждый должен заниматься своим делом. Когда, например, Руководитель той или иной политической фракции выступает по геополитическим проблемам, то очевидно, что Он является специалистом в этой области и чётко понимает то, о чём говорит. Мысли всегда ясные, направленность их прозрачна, тезисы аргументированы. Можно соглашаться с ними или нет, но в этой области Ему не требуются чьи-то советы или экспертные мнения – сам предмет изложения понятен и поэтому Он излагает то, что «сидит» у него внутри и не нуждается во внешней референции и «подсказках» со стороны.

Так и с законотворчеством. Законы должны разрабатывать теми, кто понимает предметную область, которую эти законы собираются регулировать!

На что мы и просим обратить Ваше внимание. Член фракции ЛДПР в Государственной Думе М.Н. Свергунова подготовила проект изменений в Федеральный закон №-29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов», которыми предусмотрен запрет ряда пищевых добавок, пальмового масла и ГМО.

Например, запретить предлагается соли альгиновой кислоты (Е401, 402, 404). Альгиновая кислота – природный продукт, добываемый из бурых водорослей, используется как загуститель, но одновременно выводит из организма тяжёлые металлы. Или лимонная кислота (Е330), которая также является естественным продуктом, применяется как регулятор кислотности, консервант и вкусовая добавка, разрешена к использованию во всех странах. О какой ядовитости, как следует из заявлений М.Н. Свергуновой, можно говорить? Более того, запретив лимонную кислоту, мы вынуждены будем закрыть свою кондитерскую промышленность и свернуть производство соков и безалкогольных напитков. Краситель натурального происхождения — медные комплексы хлорофиллов и хлорофиллинов (Е141) извлекают из съедобных водорослей и некоторых растений с использованием разрешенных растворителей, после чего полученный экстракт разбавляют солями меди для устойчивости в кислых/щелочных средах. Что здесь «подозрительного»? Или Е160 (кароитины, провитамин А, бета-каротин) — натуральные экстракты каротинов получают из моркови, пальмового масла, кукурузы, красного перца, персиков, абрикосов и крыжовника. Применяется в пищевой промышленности не только в качестве красителя, но и прекрасного антиоксиданта, являясь источником ретинола. Или молочная кислота (Е270), применяет в качестве консерванта, предотвращая размножение и развитие болезнетворных бактерий и вредоносных грибков в пищевых продуктах. Сама по себе кислота молочная присутствует во всех кисломолочных продуктах, причем она образуется даже в тесте в процессе брожения. Кроме того, намеренно получить пищевой консервант Е270 можно путем сбраживания продуктов молочного производства и растворов сахара при помощи молочнокислых бактерий. О какой «опасности» идет речь, как кислота может содержать ГМО, не имея по своей химической структуре никаких белковых остатков?!

В целом, вопрос о том, что пищевая продукция без Е будет более безопасной для здоровья сомнителен, так как не учитываются риски для здоровья граждан, связанные с преждевременной порчей конечной продукции (микробиология, окисление и прочее).

По поводу многих пищевых добавок на уровне узких специалистов идут научные споры, отголоски которых доходят и до общественного сознания. Многое в этих спорах не имеет ничего общего со здоровьем, а определяется экономикой и провоцируется тривиальной конкурентной борьбой. Человеку, который не является специалистом в этой области, сложно разобраться в клубке противоречивых мнений, постоянно выплёскивающихся в СМИ: и это вредно, и то вызывает аллергию. Но вредным может стать вообще любое вещество, если не знать меры и «пихать» его куда попало. Применение же каждой пищевой добавки регламентируется соответствующими нормативными документами, которые в нашей стране проходят экспертизу в Роспотребнадзоре и НИИ питания. Ничего опасного для здоровья к использованию в пищевой промышленности эти государственные учреждения не пропускают!

В Российской Федерации и ЕЭАС одно из самых строгих законодательств в мире по регламентации применения пищевых добавок и ГМО. Требования к регламентации закреплены Техническими регламентами Таможенного союза и гармонизированы с регламентами ЕС и Codex Alimentarius, так же необходимо заметить, что в проекте изменений ФЗ№029, из 128 перечисленных Е, 26 никогда не были разрешены к применению в РФ! И посылы по тексту проекта вроде «большинство указанных пищевых добавок запрещены в развитых странах», «запрещенные практически во всех странах мира» и прочее, предполагают, что страны ЕС, БИРКС, ШОС, руководствуясь стандартами Codex Alimentarius, являются «неразвитыми» и не заботятся о здоровье своих граждан!

То же самое с пальмовым маслом, которое по сути является таким же растительным жиром как оливковое, подсолнечное и другие растительные масла. По своему жирнокислотному составу пальмовое масло схоже с женским молоком и потому является непременным компонентом детского питания. При производстве мороженого давно отказались от молочного жира и перешли на «пальму». Практически все спреды, все заменители молочного жира, которого в нашей стране катастрофически не хватает, в качестве жировой основы имеют пальмовое масло. Кроме этого, в составе пальмового масла есть большое количество так называемых короткоцепочных жирных кислот, которые разрушают вирусы с липидной оболочкой, включая ВИЧ, различные патогенные бактерии и одноклеточные.

Есть ещё одна привлекательная сторона именно пальмового масла. Оно чрезвычайно технологично. При его промышленной переработке не образуются так называемые трансжиры – трансизомеры жирных кислот, которые являются бичом нашей масложировой промышленности. Именно потребление трансизомеров, которые по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения во всех развитых странах поставлены вне закона, является причиной ишемический болезни сердца, атеросклероза, рака молочной железы и простаты, а также многих других неинфекционных заболеваний.

Более того, пальмовое масло составляет 58% от мирового пищевого потребления растительных жиров. Вдумайтесь в эту цифру. И никто нигде не собирается его запрещать. Наоборот, потребление пальмового масла постоянно и повсеместно растёт.

В нашей стране с пальмовым масло дело совсем в другом. Оно дешёвое и технологичное, его много и оно полезное, а потому постепенно, где только возможно, вытесняет другие масла и молочный жир, с чем и пытаются бороться их производители. Поэтому сама проблема находится в чисто экономической плоскости, а на вопросах здоровья только спекулируют. По этому поводу есть разъяснения и НИИ питания, и Минздрава, которые хорошо известны специалистам, но до «ушей» СМИ, падких на

сенсации, ни реальные факты, ни эти разъяснения не доходят. Не попадают они и на интернетовские сайты, «пекущиеся» о нашем здоровье, и в социальные сети, «оповещающие» нас о нависшей опасности.

Похоже не дошли они и до автора проекта изменений в ФЗ №29. Это понятно. Специалисту в области государственного и муниципального управления сложно и неинтересно копаться в реальных фактах пищевой химии. Да и малоперспективно. Куда выгоднее ухватить то, что будоражит общественное сознание. Но сразу возникает вопрос: неужели Комитет ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, решил все стоящие перед ним задачи, что позволяет его членам отвлекаться на другие проблемы? Тем более на те, понимание которых требует по крайней мере профильного образования или соответствующего опыта работы.

Ссылка в Пояснительной записке к проекту изменений на Госпотребстандарт Украины в отношении данных по последствиям употребления ГМО, вообще вызывает не то что недоумение и непонимание, а искреннее возмущение! Данные приведенные в проекте можно классифицировать как дискредитация органов исполнительной власти РФ, ведь именно они допускают, то что автор интерпретирует как «преступным образом разрешены в применении на территории РФ», и заслуживает стать предметом судебного разбирательства, ибо в них прямое обвинение в адрес Роспотребнадзора (он формирует перечень разрешенных пищевых добавок) и ФТС (пропускает продукцию на территорию страны)!

Так же безмерно жаль, что М.Н. Свергунова [член Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, член трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям при Правительстве РФ, член Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЕС], не нашла времени и возможности ознакомится с международным законодательством, условиями членства РФ в ВТО и соглашениями, заключенными в рамках Евразийского экономического союза!

Производство и выпуск в обращение продукции, упомянутой в проекте закона (пищевые добавки, растительные масла, в том числе и пальмовое масло, продукция с ГМО) регламентируется Техническими регламентами Таможенного союза и введение ограничений на национальном уровне противоречит Договору, подписанному в г. Астане 29.05.2014 «Договор о Евразийском экономическом союзе», статья 53, п.2:

<< 2. Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).

Государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия>>.

Вступив во Всемирную торговую организацию (ВТО), Россия присоединилась к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 года. В соответствии с пунктом 4 статьи XVI Марракешского соглашения государствам-членам ВТО предлагается гармонизировать национальное законодательство с международными нормами и правилами, в том числе Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер (Agreement on the application of sanitary and Phytosanitary Measures; SPS Agreement), главным принципом которого является недопущение мер, приводящих к ограничению или дискриминации в международной торговле. В соответствии с подпунктом «а)» пункта 3 Приложения А этого Соглашения документы Комиссии Кодекс Алиментариус являются основополагающими в части производства и оборота пищевой продукции и пищевых добавок. Данное положение закреплено и Решением Комиссии Таможенного союза (№721 от 22.06.2011г) «О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств».

Последние новости