Проблема с производством пищевых добавок вышла на государственный уровень. Сейчас в России производят очень узкий перечень пищевых добавок для пищевой, перерабатывающей, фармацевтической, косметической и других гражданских отраслей промышленности. Данная группа продукции является высоко импортозависимой, при том что пищевые ингредиенты являются неотъемлемой частью современных пищевых технологий и важны для пищевой промышленности, в том числе с позиций обеспечения безопасности и сохранности потребительских характеристик пищевой продукции, поскольку входят в состав большинства продуктов питания из основного рациона россиян. Для решения вопроса по импортозамещению пищевых добавок при Минсельхозе уже создана межведомственная рабочая группа.
Полина Семенова, исполнительный директор Союза Производителей Пищевых Ингредиентов комментирует ситуацию и рассказывает о перспективах поддержки производства пищевых ингредиентов.
Решение проблемы вышло на государственный уровень
Безусловно, мы расцениваем положительно тот факт, что проблема с развитием производства пищевых ингредиентов вышла на государственный уровень. О необходимости развития и реанимации собственного производства пищевых ингредиентов наш Союз говорит уже не первый год и на разных мероприятиях и практически во всех ведомствах и органах исполнительной власти РФ – в Минсельхозе, Минпромторге, Роспотребнадзоре, Минэкономразвития и т.д. Вопрос развития производства пищевых ингредиентов в России не простой, и требует комплексного подхода к решению иногда совершенно разноплановых задач в производственной и научной сфере, в вопросах легализации и подтверждения соответствия и порядка оборота на рынке и многие другие.
Первое, что хотелось бы отметить – производство основных групп современных продуктов питания, как традиционных, так и функциональных (обогащенных) продуктов, продуктов детского и диетического питания невозможно без применения микроингредиентов: пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств, физиологически функциональных ингредиентов, и целого ряда сырьевых компонентов. Вопросы безопасности и качества сырьевых и пищевых микроингредиентов, выпуск в обращение и оценка соответствия в Российской Федерации и ЕЭАС регулируется на уровне национального и международного законодательства, которое является одним из самых строгих законодательств в мире по регламентации применения пищевых добавок и ГМО. Требования к регламентации закреплены Техническими регламентами Таможенного союза и гармонизированы с регламентами ЕС и Codex Alimentarius.
Список пищевых добавок, регламентированных Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 029/2012 (с учетом вносимых изменений) для применения в производств пищевой продукции в России и странах Таможенного союза ЕАЭС составляет 352 единицы, из них без индекса «Е» — 7, не считая комплексных пищевых добавок, количество которых постоянно увеличивается. К слову в отдельных странах мира (США, Китай и пр.) перечень разрешенных к применению добавок превышает 500-700 единиц.
Применение каждой пищевой добавки регламентируется соответствующими нормативными документами, которые в нашей стране проходят экспертизу в Роспотребнадзоре и НИИ питания. Ничего опасного для здоровья к использованию в пищевой промышленности эти государственные учреждения не пропускают!
В целом, вопрос о том, что пищевая продукция без микроингредиентов с индексом Е будет более безопасной для здоровья сомнителен, так как не учитывает риски для здоровья граждан, связанные с преждевременной порчей конечной продукции (окислительной, микробиологической, в том числе и патогенными и условно-патогенными микроорганизмами, и пр.) с последующими алиментарными заболеваниями.
Пищевые ингредиенты – инновационный инструмент обеспечения стабильности качества пищевой продукции. Именно эта сырьевая категория позволяет оптимизировать и интенсифицировать технологии производства, а профессиональное применение – обеспечить безопасность и гарантировать сохранение потребительских характеристик на протяжении жизненного цикла пищевой продукции.
Второе. Номенклатура и объемы производства пищевых добавок в мире и в РФ существенно изменились за последние 25 лет, существенно изменилась и география производства пищевых ингредиентов. Так, из Европы и Северной Америки центр производства пищевых микроингредиентов переместился в Китай, где объёмы этой продукции растут ежегодно на 10%, в то время как в США – не более чем на 3%, а в Европе – менее 1%. Для Китая характерна тенденция укрупнения предприятий-производителей пищевых ингредиентов.
Что же касается рынка России, то доля импорта микроингредиентов (пищевых добавок различных функциональных классов, ароматизаторов и ферментных препаратов) — порядка 90%, в стоимостном выражении по итогам 2016 года она составила около 2 млрд долл., в натуральном – 670 тыс. тонн. Конечно это общая цифра, доля каждого класса добавок и вида ингредиентов составляет различные значения. Так например, объем импорта консервантов, антиокислителей и регуляторов кислотности составил порядка 152 тыс. тонн; красителей – 116 тыс. тонн; эмульгаторов, загустителей и стабилизаторов – порядка 82,6 тыс. тонн.
В СССР в условиях плановой экономики производили 10 наименований пищевых кислот, ряд консервантов, красителей, антиокислителей, гидроколлоидов, эмульгаторов, усилителей вкуса, до 15 видов модифицированных крахмалов, ароматизаторы и ванилин. В настоящее время, и это необходимо признать, российские производители пищевых ингредиентов, в большинстве случаев не могут составить конкуренцию иностранным фирмам ни по номенклатуре, ни по объемам выпуска практически по всем классам пищевых добавок.
Причин для этого несколько.
1) Производство пищевых ингредиентов в основном представлено двумя направлениями: производство индивидуальных Е веществ, минорных сырьевых компонентов и последующее производство функциональных смесей, чаще всего на основе импортных индивидуальных пищевых добавок и баз ароматических веществ, что в свою очередь ставит вопрос о локализации особо значимых сырьевых направлений индивидуальных веществ.
2) Практическая потеря биотехнологических и химических производств как инструмента переработки сырья и синтеза индивидуальных веществ.
3) Недоступность инструментов государственной поддержки для развития данных направлений производства как в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности, так и в гражданских отраслях.
Третье. В РФ не производится 40 наименований пищевых добавок. До 2017 года в России производили в очень ограниченных малых объемах молочную, уксусную, ортофосфорную кислоты; лецитин, сорбит, глицерин, пропиленгликоль, модифицированные крахмалы (узкий спектр), карамельный колер, ?-каротин, дигидрокверцетин, арабиногалактан, фосфат натрия, нитрит натрия, гидрокарбонат натрия, хлорид кальция и магния, пиросульфат натрия.
Единственный завод, производивший лимонную кислоту (ООО «Цетробел», Белгородская обл.) в объеме 12 тыс. тонн, приостановил свою работу в конце 2017 года.
Что касается агар-агара. Во времена СССР Карсаковский агаровый завод производил агар-агара и снабжал пищевую и фармацевтическую промышленность данным ингредиентом. Надеемся, что после преодоления всех «сложностей» завод возобновит свою работу к 2019 году и выйдет на рынок с достойным объемом агар-агара и альгинатов.
Весьма показательным «маркерным» событием для отрасли стало введение антисанкционных мер в 2014 году. Включение пищевых микроингредиентов в перечень продукции, запрещенной к ввозу согласно постановлению Правительства РФ № 77 от 07.08.2014., поставило предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности в довольно сложную ситуацию. Правительство РФ вынуждено было Постановлением № 830 от 20.08.2014. внести изменения в Постановление № 778 от 07.08.2014. и дать «зеленую улицу» поставкам микроингредиентов из стран, на которые были наложены санкции в соответствии с Указом Президента РФ от 06 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
Оперативное решение этого вопроса за счет внесения соответствующих изменений в Постановление и разрешение поставок микроингредиентов свидетельствует, с одной стороны, о понимании роли пищевых микроингредиентов в выпуске пищевой продукции, а с другой стороны, — это сигнал о необходимости развития собственной индустрии пищевых ингредиентов. В противном случае решить вопросы продовольственной безопасности страны невозможно, так как можно иметь сырье, но его не перерабатывать в полноценные пищевые продукты и ингредиенты.
И этот сигнал федеральными органами власти был принят во внимание: определены новые направления развития АПК, готовятся программы поддержки производителей, созданы экономические зоны, внедряются проекты высокой степени готовности по производству пищевых ингредиентов.
К сожалению, в приоритетных документах сфер деятельности АПК Минсельхоза РФ и гражданских отраслей промышленности Минпромторга РФ вопросы развития производства пищевых ингредиентов (индивидуальных пищевых добавок, продукции высоких переделов глубокой переработки сырья и продукции микробиологического синтеза) на текущий момент не отражены. Отсутствует отечественная отрасль «пищевые ингредиенты», как вид экономической деятельности, нет соответствующего инвестирования такого важного сектора экономики.
Сложность гармонизации межведомственного подхода обусловлена местом продукции отрасли на стыке пищевой, химической и фармацевтической промышленности. При этом следует отметить, что План мероприятий по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года (далее – План мероприятий, утвержденный Распоряжением Правительства РФ №738-р от 19.04.2017) включает Раздел VIII «Возрождение в Российской Федерации производства пищевых ингредиентов» (пункты 30-31), что может послужить основой формирования нормативных и правовых актов развития отрасли.
Наш Союз обратился в Правительство РФ с просьбой оказать содействие по реализации комплекса мер по возрождению в РФ производства пищевых ингредиентов, и приятно отметить, что мы были услышаны – 9 февраля 2018 года (Приказ МСХ №56) была организована Межведомственная рабочая группа по вопросам развития производства ингредиентов в РФ, в состав которой вошли представители Минсельхоза (он и возглавляет данное направление работы – под председательством зам.министра МСХ Хатуова Д.Х.), Минпромторга, Минэкономразвития, ФТС, Роспотребнадзора и Россельхознадзора, отраслевых НИИ и ассоциаций. Также Приказом МСХ №70 от 19 февраля 2018 года был утвержден Перечень пищевых ингредиентов, необходимых для производства основных видов пищевой продукции! И нам как «отрасли» предстоит большая работа в данном направлении!
Что даст рынку наращивание производства пищевых добавок
Это даст возможность производить внутри страны высокомаржинальные продукты и добавочную стоимость оставлять в РФ. Также, учитывая достаточно высокий мировой спрос, это даст и новые экспортные возможности. Производить ингредиенты только для целей импортозамещения не актуально и не нужно, обязательным условием должно быть ориентирование на внешние рынки.
Сегодня, очевидна целесообразность развития биотехнологического направления получения пищевых ингредиентов. Для этого есть ряд объективных причин – наличие отечественного сырья (зерно, крахмал, отходы сахарного производства, производства растительных масел) государственные коллекции микроорганизмов – продуцентов пищевых добавок, научная база отраслевых и профильных институтов, имеющих опыт, кадры и научные школы по биотехнологии.
Другой вектор развития отечественной индустрии пищевых ингредиентов связан с более полным использованием имеющихся в стране растительных ресурсов (т.е. глубокая переработка сырья и вторичных сырьевых ресурсов) для получения красителей, подсластителей, антиоксидантов, эмульгаторов, стабилизаторов и т.д.
С позиции наличия сырьевых источников реально в стране можно производить порядка 120 наименований пищевых добавок из 352 разрешённых. Пока нет оснований для оптимизма в части организации в стране выпуска индивидуальных пищевых добавок, получаемых в результате химического синтеза (консерванты, ряд подсластителей, антиокислителей). Возникают вопросы: располагаем ли мы современными технологиями их получения и все ли эти добавки необходимо производить одновременно или необходимо выделить приоритетные? И этот вопрос пока не проработан в полном объёме и является предметом обсуждения в рамках Межведомственной рабочей группы по вопросам развития производства ингредиентов в РФ.
Какие меры стоит предпринимать для развития производства пищевых добавок
Период антисанкционных мер не прошел бесследно для пищевой и перерабатывающей промышленности, Минсельхозом и Минпромторгом приняты новые направления развития отраслей, составлены планы по импортозамещению и развитию экспорта, создан ряд экономических зон и территорий опережающего развития. Конечно, особо важным вопросом являются меры государственной поддержки, которые федеральные и региональные власти готовы оказывать в непростых экономических условиях.
Оказание мер государственной поддержки предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности осуществляется в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы» (далее ? Госпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717.
Приказом Минсельхоза России от 24 января 2017 года № 24 «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов», а также с учетом внесенных изменений (Приказ №388 от 07.08.2017) расширены меры государственной поддержки пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе в части предоставления возможности на получение льготных инвестиционных кредитов на строительство объектов по глубокой переработке сельскохозяйственных культур, мощностей для подработки, хранения зерновых, масличных культур (в том числе продуктов их переработки), строительство биофабрик по производству бактериальных концентратов и заквасок для пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе сыродельной отрасли, и приобретение оборудования для них и др.
Так, Перечень направлений целевого использования льготных инвестиционных кредитов (п. 3 Приложения 2 к Приказу Минсельхоза России от 24 января 2017 года №24) содержит положения в части льготного кредитования на строительство предприятий мукомольно-крупяной, хлебопекарной, кондитерской, крахмалопаточной промышленности и приобретение оборудования для них.
В части развития прикладной науки в сельском хозяйстве во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 года № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» разработана Федеральная научно-техническая программа (ФНТП) развития сельского хозяйства на 2017—2025 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ №996 от 25.08.2017), предусматривающая разработку и внедрение технологий, технологических линий и оборудования на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности. В ходе реализации ФНТП должно быть достигнуто дальнейшее снижение уровня импортозависимости в аграрно-промышленном комплексе. Три подпрограммы/направления уже разработаны и утверждены Минсельхозом РФ, основные векторы реализации направлены на создание новых видов семян и племенного материала для растениеводства и животноводства, его экспертизы, технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения – Развитие селекции и семеноводства картофеля; Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы; Создание отечественных конкурентоспособных мясных кроссов бройлерного типа. В настоящее время, в Минсельхозе разрабатывается проект подпрограммы ФНТП по направлению «Производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», который уделит внимание вопросам разработки технологий глубокой переработки сырья и вовлечения в производственный оборот вторичных ресурсов с целью получения дополнительных объемов пищевой продукции, в том числе высокобелковой, и экологизации производства.
Со стороны Минпромторга осуществляется поддержка в сфере промышленных биотехнологий через Фонд развития промышленности путем предоставления займов на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств. Однако льготное заёмное софинансирование предоставляется на проекты, направленные на импортозамещение и производство конкурентоспособной продукции гражданского назначения.
С позиции «отрасли» мы видим необходимость в разработке и других инструментов государственной поддержки. Наличие инвестиционного кредитование под ставку 5% годовых на срок 5-8 лет, конечно, уже можно считать положительным фактором, но учитывая период становления и реализации проектов по биотехнологическим направлениям и глубокой переработке зерна, сроки кредитования явно требуют пересмотра в сторону увеличения периода до 10-12 лет. Также актуальным представляется и применение CapEx (компенсация капитальных затрат до 20%) или предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на возмещение части затрат (по модернизации предприятий; для организации новых производств) и на уплату процентов по кредитам, полученных предприятиями независимо от организационно-правовой формы в российских кредитных организациях; увеличение объема инвестиций на обновление основного технологического оборудования, вспомогательного производства и логистической инфраструктуры, ускорение внедрения инноваций, в том числе, в области снижения удельных расходов всех видов ресурсов. Важным является проработка вопроса облегчение налоговой нагрузки до 2030 года (имущественного налога, налога на прибыль, НДС) при условии организации новых производств.
Разработка и реализация данных мер позволит обеспечить конкурентное преимущество российским производителям пищевых ингредиентов и сырьевых компонентов, но необходима также разработка комплекса мероприятий по защите внутреннего рынка путем внесения изменений в национальное законодательство и тарифно-таможенное регулирование.
< Предыдущая | Следующая > |
---|